Сухарева Анастасия, 14 лет, Девичий хоровод, б., гуашь, ДШИ, г.СтрежевойДрузья! Волгоградская областная детская художеcтвенная галерея продолжает знакомить вас с нашей выставкой из фонда галереи "Рисунки обо всём". Приятного просмотра! 

 

 

 

 

 

 

Михина Мария, 12 лет, У родника, б., смеш. тех., МОУ ДОД ДХШ №2, г. Липецк, преп. Маркина В.АНа рисунке «У родника» Михина Мария из г. Липецка при помощи акварельных красок и масляной пастели изобразила уставшего путника, опустившегося на колени у лесного родника, чтобы напиться прохладной воды и почувствовать прилив сил для продолжения своего пути. Издревле считалось, что струи этого подземного нектара даруют человеку силы и исцеление от многих болезней, возвращают к жизни. О возникновении ключей и родников сложено множество легенд, сказаний. Одно из них гласит, что когда первые люди появились на земле, они с трудом приспосабливались к окружающей их природе. Голод и болезни преследовали человека, и он не знал, как справиться с ними, уберечься от преследовавших его напастей. Ветер, облетавший мир, увидел мытарства людей и обратился  к Матушке-Земле, попросил ее помочь бедным страдальцам. Сжалившись над человеком, Матушка-Земля выдавила из себя живительные струи, в которые вложила часть своей силы и мудрости. И заблистали в лучах солнца первые ключи и родники, и их прозрачные струи дарили людям энергию и здоровье. Произнесешь слово «родник», и сразу представляется раннее утро, сквозь листву деревьев пробиваются теплые лучи солнца. Внизу, у корней деревьев прохладно, там, спрятавшись в шелковистой траве, тонкой кристально чистой струйкой бежит от родника ручеек. Кто удержится и не опустится на землю, чтобы окунуть ладони в эту звенящую прохладу и отведать живительной влаги, подаренной людям самой землей. А кто попробовал «родниковую правду», никогда уже не забудет ее вкус, один из лучших на свете.

 

На своем рисунке Шишлянникова  Анастасия из г.Волгограда «Снегурочка растаяла» гуашевыми красками изобразила момент сказки, когда во время прыжка через костер девочка из снега растаяла, превратившись в невесомое облако. Сказка «Снегурочка» известна в нескольких вариантах. У нее, к сожалению, нет традиционной для народной сказки счастливой концовки, но как у каждой сказки есть чему научить молодое поколение. Впервые об этом персонаже пишет А.Н. Афанасьев в 1867 году, включив эту сказку в свой труд «Поэтические воззрения славян на природу». Девочка из снега не решилась рассказать о своей боязни солнца и тепла, поддалась уговорам подружек прыгать через костер и погибла. Эта сказка учит, что нужно доверять родным и близким людям, но не следует идти на поводу, это может быть опасно, слушая мнение других, нужно не потерять себя. В другом варианте сказки В.И. Даля «Девочка Снегурочка» появляется еще один важный персонаж – собака Жучка, которая помогла заблудившейся Снегурочки найти дорогу из леса. Девочка не пошла с медведем, с серым волком, с Лисой Патрикеевной, а поверила только знакомой Жучке. Нельзя доверять незнакомым людям, учит эта сказка. В пьесе-сказке А.Н. Островского подняты еще более сложные и глубокие вопросы о жизни, о чувствах людей. Ученые, изучающие старинные сказания, верования наших предков, видят в сказке «Снегурочка» еще одно назначение. Снегурочка неживая, существо из снега, и когда приходит весна, а потом лето, она чувствует себя неуютно, прячется от солнечных лучей. В сказке Снегурочка тает при прыжке через костер. Эти прыжки в старину приурочивали к Ярилиным ночам – между Троицей и Иваном Купалой (летнее солнцестояние). Это называлось Зелеными Святками, и считалось, что после них на земле не оставалось нежити. Огонь был очищающей силой, поэтому  Снегурочка и пропала, переместившись в иной мир. Наши предки верили в незыблемость природных явлений. Девочка из снега растаяла, восстановился порядок, все стало, как должно быть.

 

Нелипа Виктория, 16 лет, Крестый ход, б., гуашь, ДШИ, р.п.Таврическое На рисунке Виктории Нелипы отображено событие, произошедшее 25 августа 1812 года у села Бородино недалеко от древнего Можайска, накануне битвы. Бородинское сражение было центральным событием Отечественной войны между русской армией под командованием генерала от инфантерии Михаила Голенищева-Кутузова и французской армией под командованием императора Наполеона I Бонапарта. Сюжет рисунка Виктории основан на сцене мо­леб­на в стане русского воинства передНадвратной Смоленской иконой Божьей Матери Одигитрии. По рассказам очевидцев – это действие поражало своим многоцветьем:золотые, серебряные, малиновые хоругви, сияющие драгоценными камнями оклады, синее небо, зелёная трава.  На молебне присутствовали солдаты и офицеры различных родов войск в разных по покрою и цвету форме, ополченцы, священники в праздничных одеждах. Торжественно, в сопровождении крестного хода, Смоленскую икону носили перед рядами всей русской армии вдоль боевой линии Бородинской позиции и служили перед ней молебны, за одним из которых молился сам М.И. Кутузов со всеми генералами. «Сама собою, по влечению сердца, стотысячная армия падала на колени и припадала челом к земле, которую готова была упоить досыта своею кровью. Везде творилось крестное знамение, по местам слышались рыдания»: вспоминал офицер Ф.Н. Глинка.  Эта икона стала покровительницей и путеводительницей всего русского войска после того, как солдаты артиллерийской роты вынесли её из Благовещенской церкви при оставлении пылающего Смоленска,укрывая её от бесчинств и поруганий наполеоновских солдат. С этого момента Надвратная Смоленская икона Божией Матери постоянно находилась среди русского войска. А молебен накануне великого дня Бородинского сражения стал отображением духовного единения главнокомандующего, офицеров, солдат и ополченцев накануне великой битвы.

 

 

Усольцева Полина, 9 лет, Хозяйка медной горы, б., гуашь, МКОУ ДОД Называевская ДШИ, преп. Риу В. А., г. Называевск, Омская облНа рисунке «Хозяйка медной горы» Усольцевой Полины из г.Называевск Омской области представлен портрет молодой женщины в короне, в платье с ярким цветком, с косой, украшенной бусинами из драгоценных камней. Хозяйка Медной горы, или Малахитница, Каменная девка – персонаж легенд уральских горняков, мифический образ хозяйки Уральских гор. Русский писатель и любитель народных легенд Павел Петрович Бажов в 30-е годы XX века записал и литературно обработал народные сказания, в 1939 году вышел его сборник сказов «Малахитовая шкатулка». Интересный факт, в действительности Медная гора, рядом с которой разворачиваются события сказаний, и не является горой. Это был рудник Гумешки (от слова «гуменце» - невысокий, пологий холм), на котором в 18 веке добывали малахит для производства меди. В то время это было самое большое месторождение медных руд на среднем Урале. Место это было равнинное, без гор, унылого вида. П. П. Бажов был разочарован, когда увидел этот рудник. Но в народе объясняли, «что одна гора наружу выходит, а другая в глубину земли устремляется». Выходит, живет Малахитница под землей, в глубоких пещерах. Хозяйка Медной горы – владелица подземных богатств, хранительница тайн прекрасного и секретов высокого мастерства, считается покровительницей рудокопов. Помогает  она лишь смелым и трудолюбивым людям, ценящим свободу. Она сама распоряжается земными богатствами, может допустить или нет разработку недр, может «увести богатство» или, наоборот, подарить. Ей подчиняются ящерицы и бурая кошка, которая ходит в земле, иногда над поверхностью показывая свои огненные уши. Сама Малахитница может оборачиваться в ящерицу с зелеными лапами, черной полоской по хребту и с человеческой головой. Слезы ее превращаются в редкостный, дорогой камень – медный изумруд - диоптаз. А сама она состоит из живого камня, платье ее из шелкового малахита. Хозяйка Медной горы – прекрасный образ, в котором воплотилась сама Уральская природа.

 

 

Соловьева Анастасия, 10 лет, Молодая Баба - Яга, б., гуашь, МКОУ ДОД Называевская ДШИ, преп. Волина Г. Т., Омская облНа своем рисунке Соловьева Анастасия из г. Называевск Омской области под названием «Молодая Баба – Яга» изобразила портрет довольно молодой женщины в сарафане и повойнике – головном уборе русских женщин. На носу у нее бородавки, на плече ее сидит мышь, а в темном небе над ней летит филин. В сказках, которые все помнят с детства, Баба – Яга – старая страшная колдунья, владеющая заговорами, умеющая насылать беды на людей, похищающая детей, чтобы изжарить их печи. Она летает в ступе, заметая след метлой, у нее есть плащ – невидимка, сапоги – скороходы. Живет она на краю Темного непроходимого леса в избушке – на – курьих ножках. Но пришел этот образ в сказки из древних славянских мифов – сказаний, и не всегда она была такой. Как считают ученые, Яга была дочерью Вия, ужасного властителя подземного мира Нави, и женой Велеса, покровителя домашнего скота, это древнеславянские боги, была она молода и очень красива, владела магией и могла посещать мир мертвых – Навь (мир людей, считают исследователи славянской мифологии, носит название Явь). Она считалась непобедимой воительницей, и взять в жены Ягу смог только Велес, победив ее в поединке. Старой и дряхлой она стала после того, как подговорила своего мужа Велеса украсть из мира богов – Правь – небесных коров, и не смогла вернуть себе молодость и красоту, так боги отомстили ей. С тех пор живет Баба – Яга на границе двух миров – Яви и Нави, не выпускает из Нави мертвых, их души, и является проводником живых людей из Яви, если им что-то понадобится в ином мире. Это одна из версий, кем же была эта коварная, злая ведьма до того как поселилась в русских народных сказках.

 

 

Рыбакова Юлия, 11 лет, Добрыня и Горыныч, б., гуашь, МКОУ ДОД Называевская ДШИ, преп. Волина Г. Т., г. Называевск, Омская облРыбакова Юлия на своем рисунке, выполненном гуашью в мозаичной технике, изобразила русского богатыря Добрыню и трехглавого Змея Горыныча. В руке богатыря – меч, а одна из голов Горыныча извергает пламя. Много подвигов совершил Добрыня Никитич, сын Никиты Рязанского и Офимьи Александровны вместе с богатырями Ильей Муромцем и Алешей Поповичем, освобождая землю русскую от врагов. Ученые считают, что у многих былинных и сказочных персонажей могут быть прототипы, люди, жившие в действительности и совершившие подвиги и деяния во славу земли русской, освобождавшие свой народ от захватчиков иноземных. Так в личности Добрыни Никитича сложились народные представления о вызволителях и защитниках русского народа во времена войн с кочевниками. Но есть в них и отголоски языческих времен – времен Старших богатырей и Змееборцев. Образ змея встречается в сказках практически всех народов и олицетворяет силы зла. В русских былинах и сказаниях Змей получил «отчество» Горыныч, возможно, потому что живет в пещере, в горе, а возможно, от слова «гореть», он может извергать пламя. У Горыныча обязательно несколько голов и он умеет летать. Змей Горыныч похищает людей, забирает их в полон, а богатырь с ним сражается у Огненной реки, которая отделяет мир живых от мира мертвых. Змей в сказках – это воплощение или вражеского войска, или подлого коварного человека. Сложил русский народ множество былин и сказок о богатырях в назидание молодому поколению. Вот и русская былина «Добрыня и Змей» учит честности, стойкости, любви к родной земле, умению постоять за себя, родных, соотечественников, никогда не нарушать данного слова и не отказываться от помощи близких людей.

 

 

Панова Татьяна, 10 лет, Леший, б., гуашь, МКОУ ДОД, Называевская ДШИ, преп. Волина Г. Т., г. Называевск,Омская облНа своем рисунке «Леший» Панова Татьяна из г.Называевск Омской области изобразила сказочного персонажа множеством оттенков синего цвета. На голове у лешего – рога, на горбатой спине сидит ворона, а вокруг - лесная чаща, да мухоморы под елками. Леший по представлениям наших предков – это хозяин, дух - хранитель леса, ему подчинены и птицы и звери, и деревья и травы. Часто выглядит он дряхлым косматым стариком с длинной седой бородой, у него нет бровей и ресниц, кожа синюшного цвета, но он может стать похожим на птицу или зверя, стать огромным, выше деревьев, или маленьким, как трава на поляне, стать невидимым для человека. Живет он в дремучей чащобе, окруженной непроходимыми топями и глухими зарослями, ходит он невидимыми для человека тропами. А если на такую тропу случайно попадет человек, то заблудится и никогда не выйдет из леса. Леший и не добрый и не злой, он может наказать людей, если они неправильно ведут себя в лесу, а может помочь найти дорогу из леса заблудившемуся грибнику. При встрече с ним нельзя смотреть лешему в глаза, а потом обязательно снять одежду, вывернуть наизнанку и снова одеть, считается, что это сбережет человека от морока, насланного лешим. Лешие - существа бессмертные, они не стареют и не умирают, но иногда кто-то из них решает покинуть свой пост хранителя леса, тогда похищают ребенка и готовят себе замену, а сами превращаются в дерево и остаются стоять в таком образе, отрешенные от остального мира. Наверное, поэтому в лесу можно увидеть дерево так похожее на человека.

 

 

 Он сказал: «Поехали!» - это строчка песни «Знаете, каким он парнем был», написанной в 1971 году композитором А. Пахмутовой на слова поэта Н. Добронравова, посвящённая первому космонавту Земли Юрию Гагарину, стала крылатым выражением. Знаменитое гагаринское «Поехали!» прозвучало 12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени и советский космический корабль «Восток» стартовал с космодрома Байконур. А фраза «Поехали!» стала своеобразным символом новой космической эры развития человечества. Шестак Мария отобразила это событие в своём рисунке, выполненном в специфики художественного языка плаката. Она использовала обобщённый образ космонавта не прибегая к портретному сходству. Все разномасштабные элементы композиции изображены графическим способом, в чёрно-белой гамме, в  контрасте с тёмно-синей картинной плоскостью. Крупная фигура космонавта в шлеме с надписью СССР и в скафандре выдвинута на передний план, к самой раме рисунка. Справа от него - стартующий ракетоноситель, а за спиной – сферический вид нашей планеты из космоса. После полёта, который длился 108 минут, Юрий Гагарин написал письмо человечеству: «Облетев Землю в корабле спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и преумножать эту красоту, а не разрушать её».                                                                                

 

 

На рисунке Очеретяной Дианы яркими красками изображена сидящая в клетке сказочная птица с необычными крыльями и пышным хвостом. Эту таинственную птицу никто никогда не видел, но у всех народов есть довольно подробное описание ее оперения, где она живет и чем питается. В русских сказках она носит имя Жар–Птицы, у чехов и словаков - Огнивак, у египтян и греков - Феникс, у арабов – Симург, у китайцев - Фен-хуан, у евреев - Мильхам. Считается, что размером она с павлина, перья ее блистают серебром и золотом, они обладают способностью освещать все вокруг, но своим блеском могут ослепить человека. Крылья птицы как языки пламени, а глаза сверкают как кристаллы. Живет она в райском саду, днем поет чудесные песни в красивой золотой клетке, песни ее целительны, а из клюва горстями сыплется жемчуг, ночью же она покидает волшебный сад и летает по миру, освещая его своим светом. Любимое кушанье Жар-Птицы – молодильные яблоки, они дают ей красоту и бессмертие. Но поймать эту птицу голыми руками нельзя, можно обжечься, а приманить ее можно только клеткой с золотыми яблоками внутри. Сама Жар-Птица обладает добродушным нравом, редко обращает внимание на то, что происходит вокруг, предаваясь любимому занятию – пению. Но если мир окутывал мрак, и черные тучи застилали небо, то дивная птица взмахами своих крыльев разгоняла их, и лучи солнца снова озаряли землю. А люди, чтобы удача и счастье, которые дарует Жар-Птица, не покидали их, стали делать амулеты и обереги, расписывать посуду ее изображениями. Поэтому до сих пор огненные крылья сказочной птицы освещают жизнь людей на земле.

 

 

Старков Роман, 12 лет, «Дворовая команда по футболу», б., кар., Фроловская ДШИ, г. Фролово, 2 местоНа рисунке Старкова Романа из г.Фролова Волгоградской области с помощью простых карандашей разной мягкости изображены дети, играющие в футбол во дворе своего дома. Футбол в России всегда являлся одним из самых популярных видов спорта. Ежегодно огромное количество мальчишек приходят в футбольные детские школы. А вот во дворах сейчас в футбол почти не играют, иногда можно увидеть как мальчишки гоняют мяч, но это совсем не похоже на настоящий дворовый футбол еще совсем недавнего времени – времени страны, которой теперь нет – СССР. Тогда в футбол играли всем  двором, каждый мальчишка имел право быть принятым в игру, даже если ему было шесть лет, поэтому набиралась довольно пестрая по возрасту команда. Сначала обговаривали правила, часто специально для маленьких, их обычно ставили в ворота, поэтому договаривались «не бить сильно». Так как силу удара трудно оценить, то возникали споры, иногда заканчивавшиеся дракой. Как правило, играли до определенного счета, оговоренного заранее. А баталии кипели такие, что на них собирались посмотреть все жители окрестных домов. Самыми азартными болельщиками были пенсионеры. Событием «международного масштаба» были игры с соседним двором. В мае 1964 года в газете «Пионерская правда» было объявлено об открытии клуба «Кожаный мяч». С идеей о проведении турнира среди детских команд выступил легендарный советский вратарь Лев Иванович Яшин. Турнир «Кожаный мяч» - самое крупное соревнование по футболу среди детских любительских команд. Эти соревнования дали путевку в большой футбол многим выдающимся футболистам. Турниры «Кожаного мяча» проводятся и сейчас, они являются самыми массовыми соревнованиями по футболу на территории России, славные традиции не забыты.

 

 

Сидорова Алина, 13 лет, Бегемоты тоже хотят летать, г. Великий УстюгНа рисунке Сидоровой Алины из г.Великого Устюга под голубым небом, над зонтиками пижмы вместе с бабочкой безмятежно порхают … бегемоты. Юная художница при помощи красок передала и ощущение теплого летнего дня, и залитый солнечным светом луг с желтыми цветами, и удивительный полет этих нелетающих животных. Чего только не увидит в своих фантазиях художник. А ведь бегемоты или гиппопотамы являются одними из тяжеловесных животных земной фауны, они весят от 2700 до 4500кг при росте в 1.5м и длине в 4.5м. Бегемоты только кажутся медлительными и неповоротливыми, в действительности они умеют быстро бегать, достигая скорости до 48км/ч. Бегемоты ведут замкнутый образ жизни, их очень трудно заметить, день они проводят, спасаясь от жары, в реке, над поверхностью остаются лишь глаза и ноздри, чтобы вода не попадала им в уши, они закрыты специальными перепонками. Кормятся они по ночам, съедая 50-60кг травы в сутки. И самое невероятное, что при таких размерах и таком образе жизни, гиппопотамов относят к числу самых опасных животных Африки, но только для тех, кто им угрожает. Хищники редко решаются напасть на бегемота, потому что знают, как ужасен он в гневе, да и вооружен прекрасно, не смотря на то, что он – животное травоядное, его зубы, пожалуй, самые страшные, особенно нижние клыки, они растут всю жизнь и достигают длины больше полуметра, а пасть раскрывается очень широко. В ярости бегемот может перекусить гигантского нильского крокодила. Поэтому местные жители стараются не беспокоить этих животных, особенно когда рядом с ними их детеныши. Раньше из кожи бегемота делали бичи, чтобы погонять невольников, но рабовладение отменили, и человек на гиппопотамов больше не охотится. А в зоопарках бегемоты встречаются часто и всегда вызывают живой интерес у посетителей, не смотря на то, что дрессировке они поддаются с большим трудом, в цирке эти животные готовы удивлять зрителей своими трюками.

 

 

Недоёкина Татьяна, 13 лет, Попугай, г. ВолгоградНа рисунке Недоёкиной Татьяны из г.Волгограда изображен сидящий в подвешенном кольце попугай. Рисунок выполнен в сложной смешанной технике, с использованием приема монотипии (отпечатка), свободных мазков широкой жесткой кисти, рисованием тонкой кистью и пером. Не смотря на ограниченную цветовую гамму рисунка (только черный и светло-красный цвета) в этой небольшой птичке легко можно узнать представителя ярких и веселых волнистых попугайчиков. Родиной этих экзотических птиц является Австралия. Появились они очень давно, примерно 5 миллионов лет назад, но в Европу были завезены только в середине 19 века и сразу привлекли к себе внимание. Стало модным держать этих птиц дома, в клетках, из-за чего их численность в природе резко сократилась, поэтому в Австралии были запрещены отлов и вывоз волнистых попугаев. Но люди не захотели расставаться с так полюбившимися питомцами, и европейские селекционеры занялись разведением этих птиц. В природе волнистые попугаи имеют, в основном, зеленое оперение с волнистым рисунком, но искусственно были созданы такие яркие окрасы, как сине-черный, желто-голубой, пестрый, «арлекин» (желтая грудка и зеленый живот, белая грудка и синий живот), у некоторых на голове присутствует маленький хохолок. Бывают совершенно белые или лимонно-желтые, без рисунка, сейчас насчитывают более 200 видов окраса. Волнистые попугаи довольно миниатюрные – 19-20см, причем хвост составляет почти половину роста, весят около 50гр. А еще перья самцов, расположенные на лбу, светятся в лучах ультрафиолета для привлечения самочек, но человек это свечение может увидеть только в темноте. Живут эти птицы в природе 4-8 лет, но в неволе могут прожить 20 лет. Волнистые попугаи – жизнерадостные, общительные птицы, обладающие довольно высокими умственными способностями, легко запоминают слова и целые фразы, воспроизводят звуки других животных. Они очень общительны и не переносят одиночества. Поселить у себя дома волнистых попугайчиков – это радость и масса положительных эмоций для всей семьи, а особенно для детей.

 

 

Касоян Ксения, 7 лет, Ледниковый период, г. ВолгоградНа рисунке под названием «Ледниковый период», выполненном Касоян Ксенией из г.Волгограда изображен мамонт на фоне ледяных гор. Юной художнице при помощи гуашевых красок удалось передать и мохнатую шерсть древнего гиганта, и падающий снег, и ощущение холода. Что такое «ледниковый период»? Это не мультфильм, а природное явление, которое длится сотнями тысяч лет, периодически повторяется и оказывает сильное влияние на животный мир и поверхность нашей планеты. Ледниковые периоды сменяются потеплениями климата, в это время вечные ледники можно встретить только на вершинах высоких гор и на полюсах. Когда же ледниковый период настает, то льды захватывают большую часть поверхности планеты, и начинается вымирание животных и растений, неприспособленных к изменившимся условиям и температурам, и появляются новые виды, способные выжить в этих условиях. Одними из таких животных являются мамонты. Эти обитатели сурового климата ростом до 5-6 метров, весом до 10-12 тонн, были покрыты тремя слоями густой шерсти длиной 80 сантиметров, которая защищала их от сильных морозов и ледяных ветров, они просто поворачивались к ветру боком и пережидали непогоду. Кроме того, у них была более твердая кожа, чем у наших современников – слонов, а под ней десятисантиметровый слой жира – отличная термоизоляция, и очень толстые подошвы на ногах, они могли спокойно ходить по острым ледяным осколкам и камням. Бивни мамонтов достигали 4 метров и весили до 100 кг, служили и для обороны от хищников, и для добычи пропитания. Ими мамонты могли раскалывать огромные ледяные глыбы. Еще у мамонта на спине находился огромный горб с жировыми запасами, которые помогали пережить голодные времена. Жили эти великаны до 80 лет, причем большую часть своей жизни тратили на еду, в сутки они потребляли до 240 кг травы и молодых веток. Основной причиной вымирания мамонтов считается потепление климата, отступление ледника и появление болотистых местностей, а еще на них постоянно охотились первобытные люди.

 

 

Гончаов Евгений, 13 лет, В открытом космосе, г. ВолгодонскНа своем графическом рисунке Гончаров Евгений из г.Волгодонска Ростовской области изобразил, как он представляет выход человека в открытый космос, что видит космонавт вокруг, как выглядит наша Земля. 55 лет назад раз и навсегда изменилась история освоения космоса – человек впервые вышел в космическое пространство. Это произошло 18 марта 1965 года, и этим человек стал наш соотечественник, советский космонавт №11 Алексей Архипович Леонов, и это был настоящий подвиг, ведь никто точно не знал, как это будет, что ожидает человека за бортом космического корабля, с чем придется столкнуться. Только бесстрашие и умение принимать решения в экстремальных ситуациях помогли Леонову справиться с трудностями при возвращении в шлюз: скафандр раздулся из-за разницы давлений, пальцы не попадали в перчатки, и космонавт, нарушив инструкции, вошел в шлюз головой вперед, затем с трудом развернулся для того, чтобы закрыть за собой люк. В дальнейшем подобная ситуация возникала и у других космонавтов, но теперь они знали, что делать. А вход в шлюз с тех пор совершают головой вперед, по-леоновски. Алексей Архипович Леонов еще и прекрасный художник, его космические пейзажи завораживают, благодаря его картинам люди могут как бы покинуть планету и увидеть все своими глазами, глазами космонавта. Ни одна самая совершенная аппаратура не в состоянии передать всю красоту космоса, свет далеких звезд и хрупкость нашей планеты Земля, как это может сделать кисть художника. К сожалению этого замечательного человека с нами больше нет, Алексей Архипович Леонов ушел из жизни 11 октября 2019 года, ему было 85 лет, но остались его картины – мечты о полетах человека в далекий космос.

 

 

Голенева Надежда, 16 лет, Глухарь, г. Стрежевой, Томская обл.Голенева Надежда, проживающая в г.Стрежевой Томской области, изобразила на своем рисунке токующего глухаря среди трав и еловых веток.  Юная художница  в декоративной манере представила птицу яркой, даже нарядной. А почему этих больших птиц называют глухарями, ведь они очень осторожные и у них замечательный слух.  Глухари издавна являлись самой желанной для охотников лесной дичью, но добыть ее нелегко, заслышав малейший шорох, птица тут же грузно вспархивает с земли и улетает подальше от опасного места. Только  весной, в брачный период, когда самец подзывает своим токованием самку, он становится совершенно беззащитным перед  охотниками. Дело в том, что  слуховой проход глухаря  имеет внутри нарост,  и когда птица во время  токования – исполнения особенной песни запрокидывает голову, этот нарост перекрывает слуховой проход, и птица  перестает слышать, становится как бы глухой. И охотники этим пользуются, тем более что место глухари для токования выбирают из года в год  одно и тоже.  Но в это время глухарь  особенно красив – он распускает крылья и хвост, как павлин,  на солнце его перья переливаются черным, синим и изумрудным, над глазами - брови ярко- красного цвета, он вытягивает шею и становится очень привлекательным в глазах глухарок. Токование глухарей трудно описать словами – это чередование щелканий и шипения, которое все ускоряется и становится своеобразной трелью. Конечно, очень жаль, что на глухарей охотятся, их мясо и вкусное, и сытное, но для того, чтобы  добыть глухаря нужно получить специальное разрешение, а браконьерство в нашей стране всегда наказывается. И значит, каждую весну в лесах можно будет слышать токование глухарей.

 

 

Шверникова Диана, 14 лет, Красная площадь, б., смеш. тех., г. ЧебоксарыКрасная площадь – главная и старейшая площадь Москвы, свидетельница многих исторических событий. Образовалась она после большого московского пожара 1493 года. По повелению великого князя Ивана III в целях защиты Кремля от новых пожаров, возникавших на территории посада, а также в оборонительных целях перед кремлёвскими стенами было расчищено значительное пространство шириной до 240 м., которое стало называться в городе Пожаром. Только к середине XVII века кремлёвская площадь  стала именоваться Красной, то есть Красивой. На своём рисунке Шверникова Диана очень наглядно изобразила современный вид Красной площади, которым можно любоваться со стороны Покровского собора. Слева нарисован уникальный историко-архитектурный объект XX века — Мавзолей В.И.Ленина, возведённый в 1929 – 1930 годах под руководством архитектора А.В. Щусева. Он представляет собой железобетонную ступенчатую конструкцию с кирпичными стенами, облицованную гранитом, с отделкой мрамором и лабрадоритом. За Мавзолеем возвышается Никольская башня, построенная в 1491 году при возведении восточной линии укреплений Кремля. Она имеет форму четверика, на который ступенчато водружены два восьмерика с ажурными украшениями и высоким шатром; на вершине размещена большая красная звезда. По углам четверика для дополнения готического облика башни установлены четыре белокаменных башенки-фиала. Далее на рисунке мы видим зелёный восьмигранный шатёр угловой Арсенальной башни, которая предназначалась для защиты переправы через реку Неглинная к Торгу. На правой плоскости рисунка изображён главный фасад Исторического музея, построенного к 1875-1883 годах году по указу императора Александра II. Это величественное краснокирпичное здание, напоминающее нарядный древнерусский терем. Декоративное убранство его наружных стен  представляет собой композицию из многочисленных башенок и крылец разной высоты, объёма и формы, кокошников и ширинок разных видов, киотцев и аркатурных поясков. Благодаря «псевдорусскому» стилю и большому размеру здания – Исторический музей гармонично вписывается в архитектурный ансамбль Красной площади.

 

 

Арзянцева Анна, 6 лет, Японка, г. ВолгоградНа рисунке Арзянцевой Анны из Волгограда изображен портрет японской женщины в яркой одежде и со сложной прической. В «стране восходящего Солнца» женские прически – нихонгами (дословно – «японские волосы») создавались из длинных, иногда до 2 метров, волос, разделенных на 5 частей, для придания объема, пряди укрепляли воском и жирами. По тому как перевязаны и уложены локоны можно было отличить дочь самурая от горожанки, а девушку от замужней женщины. Прическа сохранялась 3-4 недели, и спать  их обладательницам приходилось на специальных деревянных подставках для шеи и валиках. Дополняли замысловатые прически гребни и шпильки разнообразной формы, изготовленные из дорогого дерева, серебра, черепахового панциря, слоновой кости, они и украшали прическу, и поддерживали пряди в определенном положении. На концах шпилек можно было увидеть семейный герб, на шпильках в форме сосновых иголок – шарики из драгоценных камней коралла или нефрита – тама - канзаши. Украшали прически золотыми нитями, шнурами. Незамужние девушки носили пышные, развевающиеся украшения для волос: ленты, цветы, кисти из шелковых нитей, закрепленные на гребнях и шпильках. Канзаши в виде цветов носили в зависимости от месяца года, например, в апреле - сакура, а в ноябре – желтые листья клена. Интерес к этим прическам не угас до нашего времени: каждый год  в Киото проводится фестиваль Куши – мацури, «Праздник гребня», где мастера создают исторические прически – настоящие произведения искусства.

 

 

 Андрианова Наталья, 14 лет, Русская рыбалка, г. АстраханьНа своем рисунке Андриянова Наталья из г. Астрахани изобразила одно из самых тихих занятий человека – рыбалку. По подобранным юной художницей краскам, переданному освещению можно сразу догадаться, что это раннее утро, а по цветущим лотосам можно назвать и место – Астраханская область. Рыбалка – одно из самых древних занятий человека, очень часто поселения людей размещались на берегах рек, озер, морей. Еще в эпоху неолита человек отправлялся на рыбалку, имея орудия ловли – заостренные палки, ловушки, сплетенные из лозы, даже примитивные крючки из костей животных. Удочка, похожая на современную, появилась примерно 30 тысяч лет назад. Долгое время ловля рыбы обеспечивала людей пропитанием, но уже в 17 веке в одной из книг рыбалку назвали занятием для своего удовольствия, общением человека с природой. Древнюю историю имеет и спортивная рыбалка. А Древней Греции и Древнем Риме ловля рыбы рассматривалась как искусство. Многие известные люди увлекались рыбалкой, были страстными рыболовами, например, писатели Э. Хемингуэй, А. Чехов, К. Паустовский. Сегодня рыбалка является активным отдыхом для миллионов людей, приносящим в их жизнь положительные эмоции. Кто хоть раз побывал у реки с удочкой, насладился тишиной утренней или вечерней зорьки, ни с чем несравнимой радостью общения с природой и поймал первую в своей жизни рыбку, тот никогда этого не забудет.

      

 

   Самосудова Юлия, 14 лет, Музей-заповедник Тарханы, б., контур, ДХШ №3, г. ПензаМузей-заповедник Тарханы, созданный в 1939 году находится в Пензенской области. Здесь в имении своей бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, провёл половину жизни великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841). Коллекции Лермонтовского музея содержат исторические и художественные ценности, в том числе личные вещи поэта, мебель, посуду и домашнюю утварь XVII — XIX вв., оружие и обмундирование, старинные иконы и культовые предметы, работы Лермонтова-художника и картины с изображениями родственников. На рисунке Самосудовой Юлии изображён сюжет из жизни старинной усадьбы. Здесь мы видим, в окружении парковой растительности - двухэтажный, облицованный горизонтальными досками барский дом с мезонином. Около парадного выхода стоит дорожный экипаж – открытая коляска с откидным верхом, запряжённая одним конём. На передке коляски сидит старый возничий, готовый тронуться в путь. На крыльцо дома вышел мальчик с поклажей в руках. Дама в строгом платье в пол и капоре приглашает его пройти в дорожную коляску. Вероятно, это бабушка тринадцатилетнего Миши провожает его в Москву, где он будет учиться на словесном отделении университетского Благородного пансиона. Детские и отроческие впечатления, полученные М.Ю. Лермонтовым от жизни в Тарханах, отразились в его творчестве - это и отношение к Родине, ее истории и культуре, любовь к природе, уважение к простому народу.

   

 

Сухарева Анастасия, 14 лет, Девичий хоровод, б., гуашь, ДШИ, г.СтрежевойВодить хороводы – это давняя традиция многих народов.  Истоки хороводов славян уходят в далекое прошлое, к обрядам поклонения языческому богу солнца Яриле. У восточных славян хороводы становятся не только массовым обрядовым танцем, но и веселой молодежной игрой на свежем воздухе, сопровождаемой песней и танцами. Танцы - занятие праздное. А поэтому хороводы водили в установленные сроки - и по поводу. На рисунке Сухарёвой Анастасии девушки собрались на цветочном луге в хоровод вокруг берёзки, которая считалась символом красоты и чистоты, покровительницей семьи и домашнего очага. Такие девичьи хороводы являлись своеобразной выставкой невест в русской деревне. Их водили, начиная с Троицы и всё лето. Для этого действия все участницы одевались в свои самые лучшие одежды, специально покупали красочные ленты, платки. На рисунке девушки изображены с венками на головах  и одеты в длинные русские сарафаны и белые блузки. Их праздник близится к завершению, так как яркое летнее солнце, покрывая золотым цветом крестьянские избы - скоро скроется за горизонтом.

 

 

 Скачков Антон, 12 лет, Возвращение донского казака домой, б., акварель, ДШИ, г.СерафимовичНа рисунке Скачкова Антона изображён донской казак , возвращающийся со службы домой. Казаки - особое сословие, состоявшее из вольных свободолюбивых, смелых людей. До 1918 года они несли воинскую службу, подчиняясь царской власти, за что имели право владеть землёй. Донские казаки - это казаки, поселившиеся вдоль среднего и нижнего Дона. Они имели богатую военную традицию, играя важную роль в историческом развитии Российской империи и участвуя в большинстве её крупных войн. На рисунке казак одет в повседневную, полевую форму, состоящую из заправленных в сапоги синих шароваров с широким, красным лампасом, подпоясанной ремнём гимнастёрки защитного цвета и форменной фуражки с алым околышем. Он изображён вооружённым казачьей пикой и верхом на гнедом коне, который стоит на пригорке. За ними простирается степная равнина изумрудно-зелёного цвета, разделённая голубой полосой реки. На горизонте бескрайняя степь соединяется с полупрозрачным безоблачным небом. В левой части рисунка изображена извилистая дорога, ведущая к казачьему куреню.